Легкий колесно-гусеничный танк БТ-7

Легкий колесно-гусеничный танк БТ-7 — третий танк из семейства советских легких танков БТ («Быстроходный Танк») был разработан январе 1933 года в КБ Харьковского паровозостроительного завода № 183.

В ходе боевых действий первых месяцев Великой Отечественной войны летом — осенью 1941 года, было потеряно около 85 % всех танков БТ-7, хотя факты боевого применения БТ-7 также позволяют говорить, что и в начальном периоде войны при грамотной тактике и хорошей подготовке экипажа они могли успешно противостоять немецким танкам всех типов.

Танки БТ-7 приняли участие в историческом параде на Красной площади 7 ноября 1941 года. На параде прошли 70 танков БТ-7 из состава 31-й и 33-й танковых бригад, которые прямо с парада отправились на фронт: 31-я — на Западный фронт, а 33-я — на Северо-Западный фронт. В ходе общего контрнаступления РККА зимой 1941 — 1942 годов танки БТ-7 действовали в составе ряда отдельных танковых бригад. Как правило, ими были укомплектованы вторые батальоны бригад. Так, воевавшая на Волховском фронте 16-я отдельная танковая бригада полковника И. Цыбина еще имела в своем составе к концу февраля 1942 года 17 танков БТ-7. Танки БТ-7 принимали участие в битве за Сталинград, вели бои на Северном Кавказе. В 1943 году они использовались на Ленинградском фронте, и принимали участие в снятии блокады в 1944 году. Оставшиеся во внутренних округах танки БТ-7 всю войну прослужили в тылу в учебных подразделениях.

Последний раз танки БТ-7 приняли участие в бою при разгроме Квантунской армии в августе 1945 года. Так, в составе 6-й гвардейской танковой армии, совершившей бросок через Большой Хинган, были включены четыре отдельных танковых батальона, укомплектованных танками БТ. Три батальона имели на вооружении танки БТ-7, а четвертый — БТ-5 (всего — 211 БТ-5 и БТ-7). За мужество и героизм личного состава этих батальонов Приказом Верховного Главнокомандующего И.В. Сталина 70-й и 82-й отдельные танковые батальоны получили почетное наименование «Хинганские», а 33-й и 35-й отдельные танковые батальоны Указом Президиума Верховного Совета СССР от 20 августа 1945 года были награждены орденом Красного Знамени. Заключительным аккордом 10-летней боевой службы танков БТ-7 стало прохождение на победном параде в Харбине.

Серийное производство танков БТ-7 велось с 1935 до конца 1939 года Харьковским паровозостроительным заводом № 183 (г. Харьков) в кооперации с Мариупольским металлургическим заводом имени Ильича, поставлявшим броневые листы и заводом № 26 (г. Рыбинск) — двигатели М-17. Всего 1935 завод № 183 выпустил 2596 линейных танков БТ-7 и 2017 танков БТ-7РТ с радиостанциями; кроме того, 155 БТ-7А и 788 БТ-7М. Общее количество танков БТ-7 всех модификаций составило 5556 танков.

Год выпуска – 1935 — 1939

Масса в боевом положении, т — 13

Мощность двигателя, л.с. – 400

Максимальная скорость по шоссе, км/ч – 52 (на гусеницах)/ 72 (на колесах)

Запас хода по шоссе, км — 220 (на гусеницах)/450 (на колесах)

Экипаж, чел. — 3

Вооружение: 45-мм пушка, 2х7,62-мм пулемета ДТ

Боекомплект, выстр/патр. — 172/2331 (на линейных танках); 132/2331 (на танках с радиостанциями)

Бронирование: лоб башни/лоб корпуса, мм — 15/20