ЛЕГКИЙ ТАНК Т-60 ОБРАЗЦА 1941 ГОДА. СССР

Колоссальные боевые потери советской бронетанковой техники в первые месяцы Великой Отечественной войны обусловили спешное развертывание в Советском Союзе массового изготовления танков с минимальными затратами времени, сил и средств. В этих условиях в КБ завода № 37 под руководством Н. А. Астрова пришли к выводу, что можно в максимально короткий срок создать новый дешевый и технологичный танк непосредственного сопровождения пехоты. Астров и сотрудники его КБ всего за две недели в конце июля 1941 года спроектировали и изготовили первый опытный образец нового легкого танка на базе, уже хорошо освоенного заводом № 37, плавающего танка Т-40, от которого были заимствованы — компоновочная схема, узлы ходовой части, трансмиссия, электрооборудование и установка вооружения.

Впервые танки Т-60 приняли участие в боевых действиях в сентябре 1941 года в составе 10-й танковой бригады, воевавшей в Полтавской области. В больших количествах эти танки участвовали в боевых действиях под Москвой, в Сталинградской и Курской битвах, а также в полной деблокаде Ленинграда в январе 1944 года. Особенно большую роль Т-60 сыграли при обороне Москвы, когда из-за катастрофических потерь материальной части и эвакуации танковых заводов средние и тяжелые танки замещались в действующей армии легкими танками Т-60.

В ходе парада 7 ноября 1941 года по Красной площади прошло 48 танков Т-60, которые потом были сразу же направлены на фронт. Легкие танки Т-60 из состава 61-я танковой бригады, 86-го и 118-го отдельных танковых батальонов, отличились во время прорыва блокады Ленинграда. Действуя в первом эшелоне 67-й армии, 12 января 1943 года танки Т-60 форсировали Неву и захватили плацдарм глубиной 2 — 3 км. При этом использовались только эти танки, поскольку именно они обладали самым необходимым преимуществом в тот момент — низким удельным давлением на опорную поверхность, что позволило советским машинам перейти Неву по льду без дополнительной подготовки. Средние и тяжелые танки вступили в бой только на следующий день, когда инженерно-саперные части подготовили усиливающий настил для их перехода через Неву. В 1943 году после снятия Т-60 с производства, в качестве легкого танка официально был утвержден только танк Т-70, а уцелевшие танки Т-60 эксплуатировались вплоть до конца Великой Отечественной войны в самых разных механизированных, танковых и самоходно-артиллерийских частях и подразделениях РККА. Они использовались как для сопровождения и охранения войск на марше, разведки боем, так и в качестве командирских машин в частях самоходной артиллерии, оснащенных легкими САУ СУ-76, а также как учебные танки — в запасных танковых полках.

Год выпуска – 1941- 1943

Всего выпущено – 5920 ед.

Масса в боевом положении, т – 5,8 — 6,48

Мощность двигателя, л.с. – 70

Максимальная скорость по шоссе, км/ч – 44

Запас хода по шоссе, км — 450

Экипаж, чел. — 2

Вооружение: 20-мм пушка, 7,62-мм пулемет ДТ

Боекомплект, выстр/патр. — 750/945

Бронирование: лоб башни/лоб корпуса, мм — 25/15 — 35